Производить керамику начали еще во времена Ивана Калиты, в XIV веке. Мастера деревушки Гжель, давшей название целому направлению в русском искусстве, сейчас, наверное, были бы несказанно удивлены тому, что их работа пережила их на многие века. А тогда развитие гончарного дела и роспись бытовых предметов казались абсолютно естественными: почва в той местности содержала много глины, вот и стали сначала делать из нее посуду, а потом и расписывать ее. Люди в России всегда отличались умением создавать красоту буквально из ничего.
Сейчас, из-за стабильной популярности гжели, появляется все больше подделок. Конечно, покупка гжельского фарфора удовольствие недешевое и стоимость изделия, это первое, на что нужно обратить внимание. Однако подделки тоже бывают разными, в том числе и высокого качества. Поэтому цена является важным, но далеко не определяющим фактором при попытке выяснить, настоящая гжель предлагается или нет.
Есть и еще несколько способов проверки гжели на подлинность.
Цвет
Рассматривая чашку или шкатулку следует обратить внимание на рисунок. На белом (обязательно белом, без желтизны или серости!) фоне узоры должны быть темно-синего оттенка с градациями тона до голубого. Если есть черный, фиолетовый, серый и другие оттенки, перед вами точно подделка. Кстати, при некачественной обработке тоже могут проявиться другие цвета. Но такая продукция либо не допускается до потребителя, либо стоит на порядок дешевле настоящей гжели.

Форма
Любое изделие из фарфора в стиле гжель - совершенство формы, которая оттачивалась веками. Поэтому изделия гармоничны, в них нет вычурного и вызывающего. Нарочито декоративная форма является признаком того, что это подделка, настоящему гжельскому фарфору она не свойственна.
Рисунок
Важно внимательно присмотреться к рисунку. Есть есть абсолютно идентичные элементы, то это деколь, способ нанесения на основу рисунка при помощи "переводной картинки". А значит, изделие расписано не вручную. А значит, не может считаться настоящей гжелью.

Традиции
Соблюдение традиций в росписи - признак настоящей гжели. На самом деле, вариантов всего несколько. Это растительные узоры с обязательными розами, геометрический орнамент с обязательными "сеточками" и рисунки ярких, фантастических птиц. Все остальное не считается классикой. Впрочем, некоторые художники используют собственные рисунки. Такая гжель хоть и может быть настоящей, сделанной вручную и по всем правилам, но все же считается именно авторской работой.
Качество
Микротрещины, пузырьки в глазури, тусклость, все это говорит о том, что гжель - подделка. Часто фарфор в таком изделии заменяется на фаянс. Предметы из него получаются с более толстыми стенками. А если по ним поступать деревянной палочкой, звук будет глухой. Фарфор на такую процедуру отзывается звонким и чистым звуком.
Выбирайте настоящее, подлинное искусство: великолепную гжель!